Жуковский. Новости

Яндекс.Погода

среда, 24 октября

небольшой дождь+4 °C

Онлайн трансляция

Больше чем профессия

06 окт. 2018 г., 12:10

Просмотры: 70


Любовь к чтению привела Татьяну Кузькину в профессию учителя. Прежде чем стать педагогом, она несколько лет проработала в библиотеке. Прочитано было так много, что захотелось поделиться. В преддверии Дня учителя корреспондент «АЖ» пообщался с преподавателем русского языка и литературы гимназии № 1 и узнал некоторые сюжетные линии её жизненного пути.

Росла вместе с городом

Детство Татьяны Кузькиной неразрывно связано с историей Жуковского. Она жила в микрорайоне Колонец. Все изменения, которые происходили в нём, меняли и её жизнь.

– Когда говорю Колонец, – рассказывает Татьяна Яковлевна, – современные дети не понимают, что это такое. А мы переехали в этот район, когда он только начинался. Первый класс я отучилась в школе №6, потом до седьмого класса – в школе №7, после этого – в девятой.

– С чего вдруг такие переходы?

–Город строился – Колонец разрастался. Старые школы переполнялись, учеников переводили в новые. Например, в шестой школе было пять первых классов, поэтому, когда открыли седьмую, нас перевели туда. В седьмой в параллели было шесть классов, и позже три из них перевели в только что открывшуюся девятую. В школу №10 нас уже не стали направлять, поскольку класс был выпускной.

На всесоюзной радиоволне

– А учителем со школьной скамьи собирались стать?

– Нет. После школы у меня был выбор: меня пригласили на жуковское радио и в городскую библиотеку, где я была очень активной читательницей.

– Так, давайте по порядку. Почему на радио?

– В старших классах я увлекалась журналистикой. Раньше во многих центральных газетах были юношеские страницы, если помните. «Алый парус» в «Комсомолке»,  «Сверстник» в «МК». А на всесоюзном радио была программа для юношества – «Ровесники», как раз в ней я и принимала участие. Каждую среду мы приезжали в студию, где нас, молодых юнкоров, собирал за круглым столом руководитель программы Игорь Васильевич Дубровицкий. Мы обсуждали различные темы, отвечали на письма слушателей.  А два раза в месяц в гости к нам приходили интересные люди:  поэты, композиторы, спортсмены, врачи.

– Но журналистом Вы всё-таки не стали?

– Нет, хотя и на жуковском радио сделала несколько материалов, можно было пойти туда. Но я выбрала книги. Пошла работать в библиотеку Экспериментального машиностроительного завода.  

В мире книг

– Видимо, много читали?

– Очень! Но когда уже входишь в читательскую колею, с неё трудно свернуть. И современные дети очень удивляются, когда я рассказываю, что летом перед десятым классом прочитала полное собрание сочинений Чехова, все 12 томов. Потому что невозможно было остановиться.

– Работа в библиотеке Ваш читательский багаж обогатила ещё больше?

– В ЭМЗ  я проработала пять лет. За это время были прочитаны все литературные журналы, все книги из-под полы, которые по распоряжению сверху необходимо было списать и уничтожить. Понятно, что рука не поднималась это делать. Так я прочитала, например, Алксандра Солженицына, Виктора Некрасова, Анатолия Гладилина.

Удачная замена

Работая в библиотеке, Татьяна Кузькина параллельно училась в Коломенском педагогическом институте на филологическом факультете. Впрочем, это ещё не означало, что она обязательно попадёт работать в школу.

– Сейчас, наверное, мало кто поверит, но в то время в городском отделе образования была очередь на место учителя – человек 30-50.  Просто так, получив диплом, ты еще не мог устроиться в школу, нужно было как-то зацепиться. Но у меня сложилось. Сначала я попала в первую школу на практику, во время которой целую неделю мне пришлось заменять заболевшего педагога. Видимо, работа моя понравилась, меня запомнили.

А потом в этой же школе освободилось место библиотекаря. И 1 сентября 1979 года Татьяна Кузькина устроилась на эту должность и два  года заведовала книгами в школьной библиотеке. Параллельно занимаясь и преподавательской деятельностью, поскольку, имея диплом, могла уже заменять других учителей.

– Учились тогда в две смены, уроков было много, поэтому и заменять было кого. В день иногда могла по 10 уроков проводить. Разные классы, разные параллели. Практика была неплохая. А с 1 сентября 1981 года я начала работать в школе №1 учителем русского языка и литературы.

Методика КТД

Через три года работы Татьяне Кузькиной предложили стать завучем по внеклассной работе. И шесть лет она занималась самой разнообразной организаторской деятельностью.

– Я проводила все собрания, от пионерских до партийно-комсомольских, организовывала вечера, выезды, турслеты, деятельность в трудовом лагере. Одно из самых ярких воспоминаний тех лет – это участие нашей школы в движении, инициатором которого был советский педагог Игорь Иванов. Он разработал методику коллективных творческих дел, сокращённо – КТД. Педагогика сотрудничества, педагогика социального творчества, коммунарская методика – у неё много названий. Я ездила со школьниками на коммунарские сборы в Киев и Щёлково, они в это погружались, увлекались. Было много интересных дел, которые совместно реализовывали дети и взрослые.

Впрочем, все равно хотелось больше заниматься преподаванием. Татьяна Кузькина настояла на том, чтобы её «отпустили» в учителя.

– В 1990 году я взяла класс, который довела и выпустила в 97-м. Это был мой первый  выпуск как классного руководителя.

Золотая пора 90-х

Как тогда преподавалось, в самый разгар лихих 90-х?

– Как ни странно, это было золотое время! Когда в школе удалось поработать максимально творчески. Когда не было столько бумаг для отчётов, но можно было творить. Знаете, такой девиз есть: «Твори, выдумывай, пробуй!». Тогда же начиналась и история гимназии, было много интересных экспериментов.

– И ученики в то время тоже всё это подхватывали?

– Не забудем, дети были читающие. И у них были читающие родители. Тогда на партах лежали книги с закладками. В классе у меня есть тумбочка, где хранятся рефераты, доклады, сочинения тех лет. Их неоткуда было скачать, интернета не было. Я перечитываю их сейчас и думаю: неужели это дети могли писать?

– Сделать уроки русского языка интересными, наверное, не просто? 

–Скучными их тоже делать не хочется. Помню, после одного открытого урока, который я проводила, присутствовавшая на нём педагог спросила: вы всегда так готовитесь? А я давала какую-то грамматическую тему на материале пословиц. Я говорю: да. А она: это ж сколько времени готовиться надо! Я отвечаю: вы посмотрите на этих детей, к ним по-другому нельзя прийти!

– А какие дети?

– Например, за второй партой сидел Миша Кузнецов. Тот самый Михаил Владимирович Кузнецов, учитель астрономии, подготовивший в Жуковском уже несколько победителей и призёров международных олимпиад по астрономии. Один из моих выпускников 97-го года. В классе по большей части были будущие «технари», но литературу они не игнорировали. Еще один ученик того класса – Илья Иванов-Погодаев (сейчас он тоже работает педагогом) – на одном из уроков подготовил, помню, доклад о роли чисел в произведении Достоевского «Преступление и наказание». Тогда это было очень необычно.

Говорить о жизни

– Сегодня к литературе и русскому языку интерес уже другой?

– Сейчас время другое. Век прагматиков: нужно - не нужно. Нужно, например, человеку сдать три ЕГЭ,  все остальное отметается, оно мешает.

– Тем не менее, в прошлом учебном году Вы подготовили трёх выпускников, сдавших ЕГЭ по русскому на 100 баллов.

– Две ученицы, которые достигли такого результата, до этого ежегодно становились победителями или призёрами олимпиад по русскому языку и литературе.  Упорно готовились и смогли справиться с волнением. Не у всех это получается… Но я всегда говорю ученикам: ЕГЭ – это разовая акция, а грамотным человек должен быть всю жизнь.

– А какая сегодня главная цель у уроков литературы в школе?

– Об этом даже есть спор в педагогике. Одни говорят, что школьники, читая, должны находить ответы на жизненные вопросы. А другие: не надо учить жизни, надо показать мастерство писателя, получить наслаждение от прочитанного. В реальности часто получается что-то среднее: находя ответы на жизненно важные вопросы, мы погружаемся в творческую мастерскую писателя, испытываем наслаждение от встречи с удивительным русским Словом, которое оказывает колоссальное воздействие на душу ребенка и его будущую жизнь.

КСТАТИ

Татьяна Яковлевна Кузькина – Отличник народного просвещения, победитель областного этапа конкурса лучших учителей общеобразовательных учреждений в рамках приоритетного национального проекта «Образование» 2010 года.

Павел ЗУБРИЛИН