Карта стоек

Жуковский. Новости

Яндекс.Погода

среда, 16 октября

ясно+7 °C

Онлайн трансляция

Педагог из Жуковского прививает своим ученикам любовь к языку и литературе

26 янв. 2019 г., 12:00

Просмотры: 1023


Когда общаешься с учителем жуковской школы-интерната Николаем Лобановым, почему-то сразу вспоминаются знаменитые образы педагогов из советского кинематографа. Такое же творческое горение, такая же серьёзная увлечённость своим предметом. Оценивают это не только его ученики: по итогам прошлого года жуковчанин был признан одним из лучших педагогов Подмосковья.

Через творчество – к знаниям

Учитель по призванию, автор новаторских методик, Николай Лобанов, как пишут про него в отчётных документах, «владеет современными образовательными технологиями и эффективно применяет их в профессиональной деятельности». Анализируя работу педагога, те же отчёты выдают впечатляющие цифры: показатель успешности – 100%, качество знаний учеников – 84 %.

– Со своими прозаическими и стихотворными произведениями, сочинениями на заданные темы, эссе мои ученики участвуют в городских, региональных, всероссийских конкурсах, и даже в международных, – делится Николай Лобанов. – И везде у нас первые и призовые места. Школа-интернат гордится своими победителями – их у нас уже около 45 человек. Например, в прошлом году мы участвовали во всероссийском конкурсе «Жизнь моя – кинематограф». Мой ученик Александр Додонов стал победителем этого конкурса.

Дети, показывающие такие высокие результаты по русскому языку и литературе, отнюдь не «элитные»: в школе-интернате учатся ребята из разных, в том числе не самых благополучных, семей, дети с ограниченными возможностями здоровья.

Это учитывается при выборе методов и технологий преподавания. По словам педагога, готовой схемы нет: программа и метод обучения определяются по ходу сотрудничества с ребёнком.

– Моё профессиональное кредо – «через творчество к знаниям». Нужно сначала озадачить человека творческой идеей, а уже потом у него появляется тяга к знаниям, а не наоборот, – говорит Николай Лобанов.

 Лучший по профессии

В конце декабря прошлого года в подмосковном Доме правительства прошла церемония награждения лучших работников сферы образования Московской области – учителей, воспитателей детских садов, административных сотрудников.

– Мы наградили 20 лауреатов премии «Лучший по профессии», – рассказала первый заместитель председателя правительства Московской области – министр образования Подмосковья Ольга Забралова. – Также мы отметили 100 победителей регионального этапа «Лучший учитель». Из этой сотни 48 человек вошли в тысячу лучших учителей России. Победителей определили экспертные комиссии.

В число 100 лучших педагогов региона вошёл и жуковский учитель русского языка и литературы Николай Лобанов, который в прошлом году стал победителем конкурса «Лучшие учителя России – 2018».

 

Из газеты – в школу

– Николай Александрович, в вашей семье были педагоги?

– Я родом из Иваново. Семья была рабочая. Мама работала закройщицей, отец – мастером. Тётя, правда, преподавала русский языка и литературу. А дед был сельским учителем. Наверное, любовь к слову от них передалась. Так что, можно сказать, что я учитель в третьем поколении. В школе работаю уже 38 лет.

– Как вы пришли в профессию?

– Не сразу. После окончания Ивановского государственного университета я работал журналистом. Писать статьи получалось неплохо, но что-то потянуло в школу. Когда переехал в Жуковский, продолжил педагогическую деятельность.

 – Что изменилось по сравнению с уроками литературы в советское время? В чем плюсы и минусы современной школы?

– Современная школа мне кажется лучше советской. Хотя, знания может быть, и прочнее давали. Но структура человеческих отношений изменилась. Ребята сегодня раскрепощённые, имеют собственное мнение, умеют его сформулировать и высказать. Помню, как нас учили. Учитель – начальник, ученик – «тупой» исполнитель. А сейчас мы, и учитель, и ученики, – сотрудники. Ребёнок – это личность. Субъект не просто обучения, а самообразования. И учитель помогает ему в этом.

По сути программы, конечно, есть вопросы. На мой взгляд, не все произведения дети могут освоить без жизненного опыта. Например, в девятом классе мы изучаем «Герой нашего времени» Лермонтова. Конечно, детям не понять всей психологической глубины и нюансов этого произведения. А с другой стороны, когда, как не в школе, знакомиться с русской литературой? Что-нибудь, да «зацепит».

Вначале аз да буки

– Вы ведёте в школе кружок словесности?

– Внеклассная работа по русскому языку и литературе является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы. Без хорошего владения языком невозможна никакая познавательная деятельность, потому что язык неразрывно связан с мышлением. Не зря в народе говорят, что «вначале аз да буки, а потом другие науки» и что «без грамматики не выучишь и математики». С другой стороны, растет живой интерес к слову, стремление овладеть словом и со стороны учащихся.

– Мальчиков принято считать больше «технарями», а девочек – гуманитариями. Как удаётся увлечь мальчишек литературой?

– Класс, который я в прошлом году выпустил, был целиком мальчишечий. В этом, как ни удивительно, есть свои плюсы: ребятам легче работать, когда не на кого посмотреть, ничто их не отвлекает от «мыслительного процесса». Классы у нас небольшие, от восьми до двенадцати человек. Это хорошо: каждому ребёнку достаётся внимание учителя. Это позволяет укладываться в два часа, задать вопросы и ответить на вопросы.

 Школа будущего

– Какой бы вы хотели видеть школу?

– Был я в школе «Парус» в Дзержинском. Вот это школа! Огромное современное здание с бассейном, оборудовано по последнему слову техники. Есть где разгуляться детям. Такими я бы хотел видеть наши жуковские школы. А что касается обучения в целом, важно, чтобы дети «встраивались» в новую эпоху. Чтобы не игры были у них в голове, а чтобы они учились добывать знания. Со временем так будет, я думаю.

– Вы их тоже учите учиться?

– Это самое главное. Этим процессом занимается и моя жена Нина Александровна, учитель младших классов в нашей школе. У нас в каком-то смысле «семейный подряд». С первого класса она учит детей учиться, и ко мне ребята приходят в этом плане уже «наученными». Мы развиваемся и двигаемся дальше.

Поэтической строкой

– Вы ведь пишете стихи?

– Пишу. Даже на поэтическом конкурсе в Санкт-Петербурге занял первое место. Но поэтических сборников не выпускаю, работаю «в стол». Моё творчество – на моей страничке в интернете. Иногда читаю свои стихи на различных мероприятиях. Выступаю вместе с учениками, среди которых есть литературно одарённые ребята.

– Говорят, стихи «внезапно обрушиваются»?

– Стихи приходят, когда возникает потребность. Иногда что-то поразит, а иногда что-то возмутит, и рождаются поэтические строки. Сначала возникает ощущение, следом – чувство, и затем начинаешь осознавать, чем это чувство вызвано. И всё это выливается в слова. Остаётся только записать.

– Как вы ощущаете: дети вас любят?

– Насчёт любви не знаю, но я-то, как учитель, их всех люблю! Я понимаю, что дети – это наше будущее, и будущее всей страны. Именно с этих позиций я каждого из них воспринимаю и оцениваю. И стараюсь каждому дать как можно больше.

 

Николай Лобанов родился 28 июня 1949 года в Иваново. В 1981 году окончил Ивановский государственный университет по специальности «русский язык и литература».

Педагогический стаж  - 38 лет. Является автором многочисленных методических разработок и праздничных сценариев, сам участвует в творческих конкурсах различного уровня.

Участник и победитель муниципальных, региональных и всероссийских конкурсов профессионального мастерства. В 2018 году стал победителем конкурса «Лучшие учителя России – 2018».