Жуковский. Новости

Яндекс.Погода

понедельник, 27 мая

ясно+16 °C

Онлайн трансляция

Подняться выше гор

14 апр. 2019 г., 10:00

Просмотры: 509


В Жуковском музее истории покорения неба недавно появился редчайший экспонат – защитный бронированный шлем, использовавшийся нашими лётчиками в Афганистане. А помог его приобрести Герой Российской Федерации Магомед Толбоев. Известный лётчик-испытатель не только яркий ас, но и хранитель истории авиации, активный общественный деятель. Человек, всегда готовый прийти на помощь.

Последний из могикан

Кабинет почётного президента авиасалона МАКС Магомеда Толбоева, который находится на территории ЛИИ имени Громова, напоминает музей:  столько здесь самых разных сувениров, предметов и фотографий. Центр этого «музея» – настенный ковёр с портретом Владимира Путина. Самого же хозяина кабинета застать здесь не так-то просто, у него всегда много дел.

 – Я  последний из могикан! – смеётся Толбоев.

И, действительно, качества, присущие известному лётчику-испытателю, сегодня встретишь нечасто. Не каждый, например, занимая высокую должность, сможет сохранить прямоту, неподкупность и желание до конца бороться за идеи и принципы, отстаивая с такой же убеждённостью и интересы самых простых людей.

– Я  представитель первого созыва Государственной Думы. Сейчас всё по-другому, – продолжает Магомед Омарович, – а тогда, в 1993 году, мы назывались «рабоче-крестьянской Думой». Мы действовали в интересах людей, и за это нас уважали.

Тех же принципов Толбоев придерживался на посту секретаря Совета безопасности Дагестана в 1996–1998 годах, когда вёл переговоры с чеченскими командирами и участвовал в мероприятиях по недопущению распространения боевых действий в его республике. Толбоев даже мог стать главой Дагестана – за него проголосовало около 40% избирателей. И факт этот совсем не случайный, заслуженный лётчик-испытатель снискал огромное уважение своих земляков.

Куда приводят мечты

Дед Магомеда был чабаном. Да и сам он, старший из девяти детей шофёра Омара и колхозницы Джамгарат, в детстве пас овец в горах Дагестана и смотрел в небо. Тогда на Северном Кавказе начали развивать местные воздушные линии и строить аэродромы. Магомед мечтал летать…

Толбоев окончил Ейское авиационное училище и Московский авиационный институт, обучался в Центре подготовки космонавтов, защитил степень кандидата технических наук в аспирантуре Российского университета дружбы народов. Он освоил и испытал десятки типов и модификаций самолётов.

Когда Толбоев ещё был курсантом училища и проходил практику в Таганроге, он познакомился со своей будущей женой – казачкой Любовью. У Толбоевых – две дочери и сын. Одна из дочерей, Марина, уехала в Великобританию, но её брат и сестра остались на родине. Руслан – бизнесмен, Наталья – модельер. А младший брат Толбоева – Тайгиб – тоже выбрал небо. Он  лётчик-испытатель и также как Магомед – Герой России.

Без пяти минут космонавт

Магомед Толбоев был участником отряда космонавтов и прошёл обучение в Центре подготовки имени Ю.А. Гагарина. Он должен был стать вторым пилотом космического корабля «Буран». В ходе программы отрабатывались системы ручного управления и автоматической посадки на самолёте-лаборатории Ту-154.

В ходе единственного полёта космического челнока, во время его возвращения из орбитального полёта, именно Толбоеву доверили пилотирование самолёта МиГ-25 с аппаратурой оптико-телевизионного наблюдения, который передавал в Центр управления полётов информацию о состоянии «Бурана» во время посадки.

Магомед Толбоев был участником и ещё одного уникального проекта – «Потолок Мира». В рамках этого эксперимента аэростатная лаборатория должна была подняться на высоту 35000 метров, откуда Толбоев планировал совершить прыжок с парашютом, преодолев скорость звука. Проект в итоге был заморожен, но на долю нашего героя и без этого выпало немало серьёзных испытаний.

Взлёты и падения

В жизни Магомеда Толбоева было около двух десятков аварийных посадок и катапультирований. После одного из них –  серьёзный перелом позвоночника. Однако лётчик не только вернулся в строй, но и продолжил летать. И сегодня, в свои 68 лет, Толбоев регулярно занимается разными видами спорта, а его физической форме могут позавидовать и многие молодые.

Кстати, владение телом, умение мастерски управлять самолётом «вручную» сегодня тоже становится редкостью. По мнению Толбоева, повсеместная автоматизация – это не всегда хорошо.

– У нас развита мышечная память, которая связана с деятельностью мозга. Руки помнят управление разными моделями, а голова принимает правильное решение – это уже просто операторская работа, – объясняет Магомед Омарович. – Человек, привыкший летать только с помощью электроники, в любой неожиданной, даже не опасной ситуации может растеряться: он не привык «работать руками», ведь до этого всё делал компьютер.

Неслучайно Толбоева приглашают провести курсы и мастер- классы для молодых пилотов по всей стране.

Наш МАКС

Бойцовский характер Толбоева особенно проявился и в дни «сражения» за авиакосмический салон МАКС. Многие хорошо помнят, как авиасалон чуть было не перенесли из Жуковского в Кубинку.  

Но лётчик-испытатель и здесь проявил твёрдость и решительность, публично озвучив позицию подавляющего большинства жителей Жуковского, наукоград и МАКС – два неразделимых понятия.

– Жуковский авиасалон не похож на другие! – убеждён Магомед Омарович. – Хотя бы потому, что наш посещают 150–160 тысяч человек в день, а «у них» – в среднем всего 5 тысяч. Мы ни у кого ничего не просим, но и я МАКС никому не отдам!

Вместе с другими лётчиками он напрямую обратился за помощью к Владимиру Путину, и президент России его поддержал. МАКС остался в Жуковском. А Толбоев по-прежнему  почётный президент авиасалона.

КСТАТИ

Шлем, подаренный Магомедом Толбоевым жуковскому музею истории покорения неба, имеет наименование – ЗШ-3Б (шлем защитный бронированный). Это боевая версия шлема ЗШ-3, использовавшаяся в основном вертолётчиками в боевых действиях в Афганистане. Основное отличие бронированной версии в том, что внешняя оболочка, сделанная из титана, обеспечивала защиту от осколочных и пулевых попаданий. Другое различие заключалось в наличии прозрачного защитного щитка для лица, кроме светозащитного для глаз, стоявшего на основном варианте шлема.

122121

Директор жуковского городского музея Сергей Мельников и Магомед Толбоев с новыми музейными экспонатами

Наше досье

Магомед Омарович Толбоев – заслуженный лётчик-испытатель Российской Федерации, космонавт-испытатель, генерал-майор, доктор исторических наук, Герой Российской Федерации.

Родился 20 января 1951 года в селе Согратль Гунибского района Дагестанской АССР.

Окончил Ейское высшее военное авиационное училище лётчиков им. В.М. Комарова в 1973 году, Московский авиационный институт (МАИ) в 1984 году со специальностью инженера-системотехника, Центр подготовки космонавтов и аспирантуру Российского университета дружбы народов им. П. Лумумбы, защитил степень кандидата технических наук.

С 1973 года – лётчик, проходил службу в частях истребительной авиации Военно-воздушных сил Группы советских войск в Германии.

В 1981 году окончил Школу лётчиков-испытателей Министерства авиационной промышленности СССР и направлен на работу лётчиком-испытателем в Лётно-испытательный институт им. М. М. Громова. С 1984 года — космонавт-испытатель многоразового космического корабля «Буран», заместитель командира отряда космонавтов-испытателей ЛИИ.

Освоил и испытал десятки типов и модификаций самолётов. На его счету испытания МиГ-23М, МиГ-25, МиГ-29, МиГ-31, Су-24, Су-27.

С 1993 по 1995 год – депутат Государственной Думы первого созыва. С 1996 по 1998 год — секретарь Совета безопасности Республики Дагестан. С 1999 по 2000 год — на военной службе во внутренних войсках МВД России, на должности начальника авиации Московского военного округа внутренних войск – главного инспектора МВД России.

Один из основателей авиационно-космических салонов МАКС и почётный президент ОАО «Авиасалон».

Светлана САРЫЧЕВА