Жуковский. Новости

Яндекс.Погода

четверг, 17 января

небольшой снег-4 °C

Онлайн трансляция

Родился под космической звездой

13 окт. 2018 г., 12:43

Просмотры: 149


В подмосковном Доме правительства 4 октября состоялась торжественная церемония вручения государственных и региональных наград, а также знаков отличия губернатора Московской области. Среди награждённых – жуковский учитель гимназии №1 Михаил Кузнецов, ему присвоено звание «Заслуженный работник образования Московской области». Корреспондент «АЖ» пообщался с педагогом и узнал некоторые подробности его «звёздного» пути.

– Астрономией я интересовался с детства, видимо, и день рождения у меня не случайный – 12 апреля, – рассказывает Михаил Кузнецов, – в космонавты не получилось, но космос мне всегда был интересен. Я уже в школе знал, что специальность у меня должна быть «астроном».

– И Вы её получили?

– После окончания гимназии №1 я поступил на астрономическое отделение физфака МГУ, там же теперь и работаю. Государственный астрономический институт имени Штернберга при университете – это моё основное место работы, школа – по совместительству.

– Я слышал, что свой астрономический кружок Вы начали вести, когда ещё сами учились в гимназии?

– Да, я организовал его в 1997 году, будучи учеником 11 класса. У меня занимались ребята, интересующиеся астрономической наукой. Некоторые из них уже в 98-м году поехали на всероссийскую олимпиаду, затем –на международную. Кстати, как оказалось, я возродил старую традицию: в нашей гимназии раньше уже существовал такой кружок. В 1947 году его создал тоже учившийся тогда здесь Ефрем Левитан, впоследствии – знаменитый советский педагог-астроном, автор школьного учебника по астрономии. Неслучайно нынешний кружок носит имя Ефрема Павловича. 

.

Астрономия для всех

– Сейчас кружок работает не только в гимназии?

– Да, он фактически стал общегородским. У меня всегда была такая политика: занятия открыты для всех. С директорами школ так и договаривался, чтобы приходить могли все, кому интересны космос, астрономия.  Мне всегда шли навстречу, в том числе и в городском управлении образования. Нам помогают, нас оснащают. Например, у нас есть  собственный надувной планетарий, свое помещение в филиале Центра детского творчества.

– Я знаю, что к вам приезжают заниматься и из других городов.

– Да, например, ездят ребята из Раменского. Но в перспективе кружок может стать и всероссийским, тем более мы сейчас активно осваиваем дистанционные методы обучения. Мои ученики придумали и организовали астрономический турнир по Интернету, в нём участвовали школьные кружки со всей страны, в том числе из Москвы, Санкт-Петербурга, даже из Белоруссии. Я думаю, это очень перспективное направление.

Ловить удовольствие

– Большое количество Ваших воспитанников стали победителями всероссийских и международных олимпиад.

– Честно говоря, мне всегда как-то неудобно, когда начинают считать победителей, приписывая мне какие-то заслуги. Потому что любая победа – это, в первую очередь, заслуга самого ученика. Моя задача – убедить ребят, что они могут получать удовольствие просто от познания мира. Если ученик научится самостоятельно работать, почувствует от этого драйв, тогда всё будет. Когда человек по-настоящему увлечён, для него стираются границы предмета, и он начинает просто ловить удовольствие. Что, в свою очередь, приносит фантастические результаты. Например, в кружке у меня ребята самостоятельно создали краткий справочник по теории астрономии, мы его издали. Эта книжка известна теперь на всю страну и даже за границей.  

– На занятиях в Вашем кружке очень домашняя атмосфера…

– У нас есть традиция: старшие всегда помогают младшим. Ребята учатся не только ставить цели и реализовывать их, но главное – делать это вместе. Я это тоже очень ценю в кружке, потому что атмосфера, которая складывается у нас на занятиях – её невозможно ни на что променять. Можно не достичь сверхвысоких результатов, но попасть в такой коллектив, в эту атмосферу, мне кажется, это уже здорово.

Царица наук

 – Насколько важна астрономия для школьного образования? Одно время её ведь вообще убирали из программы?

– Да, в  2002 году этот предмет сделали необязательным, но, к счастью, год назад его вернули. Я считаю, что это, конечно, стыдно – не изучать астрономию в стране, которая запускала первый спутник. Не знать какие объекты нас окружают, ничего о космосе… А ведь это больше, чем 99 процентов существующего мира.

– Что, прежде всего, даёт астрономия человеку?

– Тут сразу несколько интересных вещей. Во-первых, момент мировоззренческий. Астрономия открывает нам полную картину мира, того мира, в котором мы живём. И это позволяет увидеть и понять, например, то, что многие закономерности универсальны, как в далёких галактиках, так и здесь на Земле. Плюс широкий кругозор. А человек с широким кругозором всегда найдет себе применение. Ведь одни и те же закономерности можно применить в разных областях науки и жизни.

– А астрономия в школе?

– Она даёт связь между всеми предметами. Не случайно в советском образовании эта дисциплина была как бы завершающей. Физика, математика, алгебра, геометрия, биология, география, химия – это всё составляющие астрономии. Это тот предмет, который позволяет мотивировать человека заниматься познанием, потому что именно астрономия показывает нам, как всё связано. И изучение её ещё на уровне школы серьёзно стимулирует ученика заниматься изучением наук и вообще познавательной деятельностью.

Увидеть настоящее небо

– А кто Вас увлёк в детстве астрономией?

– Определённо, наверное, не скажу. Но абсолютно точно: меня всегда поддерживали мои родители, я им очень благодарен. В том числе и за то, что они не побоялись того, что я решил заняться этой наукой профессионально. Не стали отговаривать, как это часто бывает, что, мол, это не принесёт денег. Всё сложится, если ты по-настоящему любишь свою работу. Родители с пониманием относились к моему увлечению: отпускали меня на занятия в Москву, когда я ещё был школьником, в различные экспедиции для наблюдений за небом.

– Вы и сейчас продолжаете эту традицию?

– Да, мы с ребятами каждый год куда-нибудь отправляемся. В этом году, например, были в Кисловодске. В профессиональной университетской обсерватории в горах. Мы каждый год стараемся выезжать куда-нибудь в горную местность, скажем, в Адыгею, чтобы смотреть настоящее небо. Потому что здесь, в условиях городской «засветки», серьёзные наблюдения невозможны. А там дети могут увидеть настоящее небо, и это очень важно. Ощутить себя причастным к этому космосу – это еще один такой мировоззренческий толчок, который, мне кажется, им тоже необходим. Чтобы они понимали: можно многое сделать и многого достичь, главное – стараться, учиться, заниматься.

Кстати

Один из учеников Михаила Кузнецова – Даниил Долгов – в этом году получил грант губернатора Московской области за победы на международных и всероссийских олимпиадах. В ноябре 2017 года Долгов  завоевал золотую медаль на XI Международной олимпиаде по астрономии и астрофизике, которая проходила в Таиланде. Кроме этого, Даниил является золотым и серебряным призёром международных олимпиад по астрономии.

Наше досье

Михаил Кузнецов родился 12 апреля 1980 года в Жуковском. В 1997 году окончил гимназию №1, в 2003 году – астрономическое отделение физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.  Параллельно обучению в университете вёл кружки и возглавлял лабораторию по астрономии в родной гимназии.

С 2002 года работает ведущим программистом отдела изучения Галактики и переменных звёзд Государственного астрономического института имени П.К. Штернберга при МГУ.

С 2008 года преподает сразу в двух школах Жуковского – гимназии №1 и лицее №14.

Воспитанники Михаила Кузнецова завоевали более 100 призовых мест на всероссийских и международных олимпиадах по астрономии.

Павел Зубрилин