05 апр. 2020 г., 13:05
Просмотры: 2073
Первым делом - гимнастика
О том, что отец герой, в детстве Наталья не задумывалась. Дочь лётчика-испытателя признаётся, что папа для неё – прежде всего домашний человек и отличный семьянин.
– Папа каждую свободную минуту старался проводить с семьёй. Мы с ним были большие друзья. Машины, мотоциклы, путешествия и, конечно, самолёты – всё это мы оба очень любили, – рассказывает Наталья Анохина.
По её словам, Сергей Анохин уделял большое внимание спорту и увлекался гимнастикой.
– Отец любил занятия, где можно управлять своим телом. Может быть, поэтому он обожал цирк, его привлекала воздушная акробатика, экстремальные номера, где проявлялись возможности человека. Физкультурой занимался всю жизнь. И даже в больнице, в тяжелом состоянии, старался ходить, двигаться. Гимнастику, пожалуй, он перестал делать буквально за два дня до своего ухода из этого мира, – вспоминает дочь героя.
Наталья Сергеевна отмечает, что спортивная подготовка неоднократно спасала лётчику-испытателю жизнь:
– В его лётной работе были опаснейшие ситуации, из которых он выходил благодаря своей тренированности. Так, в мае 1945 года в испытательном полёте на прочность у самолёта отломилось крыло, к тому же заклинило фонарь. Для того чтобы выбраться из падающей машины, у папы было буквально две минуты. Нужно было вылезти через узкую щель на крыло так, чтобы не сбило потоком воздуха и не ударило стабилизатором, и прыгнуть с парашютом. В этой аварии папа получил тяжёлые ранения и потерял глаз. Но это не сломило его. Желание летать было настолько велико, что он постоянно тренировался по особой системе, чтобы разработать глубинное зрение. И уже в декабре 1945 года вернулся к работе. Всего же ему шесть раз в аварийных ситуациях приходилось прыгать из самолёта, покидать горящую машину.
Счастливый случай
Только целеустремлённость, большой труд и вера, что все трудности можно преодолеть, позволили Сергею Анохину стать лётчиком-асом, мастером планерного и парашютного спорта.
Сергей Николаевич родился в Москве 1 апреля 1910 года в семье служащих. После окончания семи классов школы работал шпалоукладчиком на железной дороге, слесарем, водителем автобуса. Кто знает, как сложилась бы судьба будущего героя-лётчика, если бы не счастливый случай. Пропуском в небо для него стал выигрыш по лотерейному билету Осоавиахима (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству. – Прим. ред.) – полёт на самолёте над Москвой. Окончив в 1930 году Московскую планерную школу, продолжал совершенствовать мастерство.
Стал лучшим выпускником Высшей лётно-планерной школы в Коктебеле, затем окончил Центральную лётную школу Осоавиахима.
К 1933 году стал универсалом: делал виражи на планерах и самолётах, а также совершал прыжки с парашютом, – рассказывает об отце Наталья Анохина.
Это было «время первых». Авиация бурно развивалась, покорители неба ставили смелые эксперименты. В 1933 году Анохин установил мировой рекорд продолжительности полёта на одноместной модели, а в мае 1934 года он участвует в первой буксировочной «транспортировке» трёх планеров.
В октябре того же года Сергей Анохин выполнил уникальное испытание машины «Рот Фронт-1».
Он подтвердил расчёты учёных-аэродинамиков ЦАГИ и благополучно десантировался на парашюте из разрушившегося на скорости 220 километров в час летательного аппарата. За большие заслуги 25-летнему герою было присвоено звание «Мастер планерного спорта СССР».
Своё искусство Сергей Анохин передаёт начинающим, ведёт курс подготовки в Высшей летно-планерной школе. Там он познакомился со своей ученицей
Маргаритой Раценской, которая вскоре стала его женой. В 1935 году Сергей Николаевич вместе с супругой был командирован в Турцию, где занимался подготовкой лётчиков и парашютистов. В 1940 году Анохины вернулись в Москву, и Сергей Николаевич продолжил работу в Центральном аэроклубе в Тушино.
На планере - в тыл врага
Началась Великая Отечественная война. Командир планерной эскадрильи Анохин «ставит на крыло» молодых пилотов – фронту нужны военные лётчики. А с декабря 1941 года он – в армии.
Старший лейтенант Анохин назначен командиром испытательной авиаэскадрильи Воздушно-десантных войск и проводит испытания десантной техники. Не оставляя испытательную работу, лётчик участвует в боевых действиях в должности командира 19-й гвардейской воздушно-десантной бригады на Калининском фронте. В течение 1942 -1943 годов он совершает вылеты к партизанам в тыл врага.
– В 1943 году отец совершил уникальный полёт на планере, какого больше не было за все годы войны. Машина летит бесшумно, это особенно важно, когда движешься над территорией, занятой врагом. Доставив припасы и медикаменты партизанам, планер уже не мог взлететь с лесного аэродрома, и его уничтожали, а пилоты возвращались на самолёте. Но в тот раз нужно было вывезти раненых, и отец пошёл на смелый эксперимент. Лётное мастерство позволило поднять с небольшого поля планер, прикрепив его на коротком тросе за самолётом, – рассказывает Наталья Анохина.
За мужество и героизм, проявленные при лётных испытаниях, за отвагу при выполнении боевых операций Сергей Анохин удостоен многих правительственных наград.
Алина ГАГАРИНА, фото из семейного архива Анохиных.