Жуковский. Новости

Яндекс.Погода

четверг, 17 января

небольшой снег-4 °C

Онлайн трансляция

Тридцать лет отдал испытательной работе жуковский лётчик

24 нояб. 2018 г., 14:30

Просмотры: 277


Игорь Вотинцев – Герой России, заслуженный лётчик-испытатель, человек нередкой для нашего города профессии. Но, как и каждый из тех, кто отважно поднимался в воздух, он не боялся идти своим путём.

Вся жизнь – под крылом

На вопрос, почему он стал лётчиком, наш герой отвечает улыбкой: «У тех, кто родился в Жуковском, одна дорога – в небо». И трудно не согласиться: самая длинная в Европе взлётная полоса авиаграда всегда даёт «добро» отважным мечтателям и их крылатым машинам.

Игорь Вотинцев шутит, что «под крылом самолёта» он воспитывался с детского сада – здание располагалось на территории, которая позже отошла к ЛИИ.

– Вся жизнь «крутится» вокруг одного места. Даже детский сад мой был напротив здания Школы лётчиков-испытателей, где я позже учился, – рассказывает он.

Выбору лётной профессии посодействовало и то, что родители Игоря связаны с авиационными предприятиями города. Отец, Виктор Петрович был заместителем начальника лётной базы ЖЛИиДБ, а мама, Полина Фёдоровна работала в ЛИИ техником.

– У родителей было много друзей лётчиков, и их пример воодушевлял. Так что о работе лётчика-испытателя я знал «из первых уст». Родители всецело поддерживали, – вспоминает Игорь Викторович.

Однако для осуществления мечты пришлось «подрихтовать» здоровье, и даже сделать ЛОР-операцию.

– Опасался, что в лётное не возьмут, поэтому параллельно готовился в МАИ. Однако успешно прошёл медкомиссию и поступил в Харьковское высшее военное училище лётчиков – одно из трёх училищ в Советском Союзе, где готовили пилотов фронтовой истребительной авиации, – рассказывает Вотинцев.

– Как попали в Школу лётчиков-испытателей?

– Я уже в училище знал, что буду поступать в ШЛИ. Последовательно шёл к этому. После училища моя служба в воинской части складывалась успешно, я довольно быстро получил квалификацию лётчика третьего класса. Подал рапорт в ШЛИ, однако не поступил – не знал, что брали только лётчиков не ниже второго класса, с большим налётом. Пришлось ещё послужить в воинских частях, после чего в школу поступил – в 1978 году. За время обучения освоил 12 типов самолётов и их модификаций, в том числе Ту-124, Ту-104, МиГ-23, МиГ-25, Су-17.

Как учат летать самолёты

– Игорь Викторович, какие испытания проводили?

– В общей сложности я был на лётно-испытательной работе 30 лет – с 1980 по 2010 годы. Насколько мне известно, так долго у нас на фирме никто не летал.

В июле 1980 года меня приняли лётчиком-испытателем на Московский машиностроительный завод имени Сухого (ныне «ОКБ Сухого»). Первым самолётом, в испытаниях которого пришлось участвовать, стал Су-17М2. В дальнейшем принимал участие в испытаниях Су-24, Су-24М, Су-25, Т-10 (прототип Су-27), С-37 (Су-47 «Беркут»).

Участвовал в проекте «морской тематики». В 1989 году сажали самолёт на авианосец. Первую посадку на Су-27 сделал Виктор Пугачёв. В этот же день на палубу сел МиГ-29, его пилотировал Тохтар Аубакиров. А третий самолёт – Су-25 посадил я, в задней кабине был Александр Крутов, который сейчас является начальником Школы лётчиков-испытателей.

– Какие полёты запомнились?

– 1987 год, беспосадочный перелёт Раменское – Комсомольск-на-Амуре и обратно. Вместе с Николаем Садовниковым на Су-27УБ мы с четырьмя дозаправками в воздухе преодолели расстояние 13 700 километров и пробыли в воздухе 15 часов 42 минуты. На тот момент в истребителях столько никто не летал. Хотя задачи поставить рекорд не было. Насколько я знаю, до сих пор в России это время не перекрыто. А вот Анатолий Квочур в одиночку летал на боевой машине на большие расстояния: более 11 часов в кабине – это очень тяжело.

– Вы первым поставили на крыло легендарный «Беркут».

– «Беркут» – это уникальная машина. Преимущество аэродинамической схемы самолёта с обратной стреловидностью крыла давно известно, но до появления композитных материалов не было возможности реализовать проект.

Наш «Беркут» – большой, полноразмерный истребитель формата Су-27, в полтора раза больше американского аналога и в несколько раз тяжелее. В процессе лётных испытаний предполагалось проверить многие идеи. Не только аэродинамическую эффективность, но и такие характеристики, как малозаметность, способность летать на «сверхзвуке» без форсажей. Эта машина должна была прийти на смену Су-27 и приблизить конструкторов к созданию самолёта пятого поколения.

Героические будни

– За что вы получили золотую Звезду Героя?

– За совокупность лётных испытаний. Не только за «Беркут» или посадку на авианосец – за многолетнюю работу лётчиком-испытателем.

– На предельных высотах и скоростях, кроме лётного мастерства, необходимым условием профессии становится интуиция?

– Интуиция – это знания и опыт. Просто появляется уверенность, что в этой ситуации нужно сделать именно так, а не иначе. Откуда приходит это понимание – не знаю, но в итоге всё делаешь правильно.

– Часто бывали в экстремальных ситуациях?

– К счастью, нет, Бог миловал. Не катапультировался. Однако сложные полёты были. Так, когда в 1995 году мы с Игорем Соловьёвым на Су-32 возвращались с авиасалона в Ле-Бурже, произошёл частичный отказ управления, самолёт стало раскачивать. Запросили аварийную посадку в Праге. Для нас расчистили полосу, подогнали спасательную технику. При посадке шасси аварийно вышли, однако колёса оказались заблокированными. Покрышки слетели, диски от трения стёрлись, загорелись остатки шин. Из кабины не выбраться – пламя! Хорошо, что огонь быстро потушили.

– Как семья относилась к вашим «героическим будням»?

– С пониманием.

– Чем занимается супруга?

– Чем может заниматься жена лётчика? Семьёй, внуками, общественной работой. Дина в прошлом медсестра, но сделала выбор в пользу семьи и воспитания детей. Её мечту о «большой» медицине реализовала наша дочь Ольга – она стала хирургом.

– Ваше напутствие молодым ребятам, которые хотят стать лётчиками?

– Главное – мечтать! Не бояться препятствий: всё преодолимо, если живёшь мечтой о небе.

Досье

Игорь Викторович Вотинцев

Герой Российской Федерации, заслуженный лётчик-испытатель России.

Родился 6 марта 1953 года в Жуковском. В 1974 году окончил Харьковское высшее военное училище летчиков. Летал в частях ВВС на самолётах МиГ-21.

В 1978 году был зачислен в Школу лётчиков-испытателей (ШЛИ МАП). С 1980 – на лётно-испытательной работе в ОКБ «Сухой». В 1989-м посадил на палубу тяжёлого авианесущего крейсера «Тбилиси» (ныне «Адмирал Кузнецов») Су-25УТГ.

В сентябре 1997 года впервые поднял в воздух экспериментальный истребитель С-37 (Су-47 «Беркут») с обратной стреловидностью крыла. В 2001 году совместно с лётчиком-испытателем Юрием Ващуком испытал многоцелевой грузопассажирский самолет С-80ГП (СУ-80ГП). На самолёте Су-32 установил два мировых рекорда высоты с грузом 5 тонн.

С 1988 по 2013 годы Игорь Вотинцев – начальник лётной службы Лётно-испытательной и доводочной базы ОКБ «Сухой». В настоящее время занимает должность заместителя начальника этой службы.

Елена РОМАНОВА