Жуковский. Новости

Яндекс.Погода

пятница, 14 декабря

пасмурно-4 °C

Онлайн трансляция

В преддверии 100-летнего юбилея ВЛКСМ ветераны жуковского комсомола поделились воспоминаниями

29 сент. 2018 г., 13:46

Просмотры: 216


19 октября исполнится сто лет со дня образования Всесоюзного Ленинского коммунистического союза молодёжи. Организации, которая дала путёвку в жизнь сотням и тысячам молодых людей. Об одной из интересных страниц в истории комсомольской организации наукограда – знаменитом «Устном молодёжном журнале» – корреспонденту «АЖ» рассказали Александр Ануфриев и Ольга Бессонова.

С Ольгой Константиновной Бессоновой и Александром Михайловичем Ануфриевым мы побеседовали за столиком небольшого кафе на веранде Дворца культуры, со стороны, которая выходит на здание факультета МАИ «Стрела».

– Вот как раз в этом здании и располагался вначале горком комсомола, – вспоминает Ольга Бессонова. Она просит не называть её по отчеству, говорит, что привыкла по имени.– В комсомоле, мне кажется, я была всю жизнь, вступила в организацию в 1951 году, когда мне исполнилось 14 лет. И в школе, и в техникуме всегда был активисткой, с огромным энтузиазмом занималась общественной работой.

– Я комсомольцем тоже стал в 14 лет, когда был в седьмом классе, – вступает в разговор Александр Ануфриев. – Тогда я учился в пятой школе, располагавшейся в нынешнем интернате на улице Лесной. Почему-то запомнились моя первая летняя практика, проходившая в том же году на стройке. Я работал помощником сварщика, который периодически «выходил из строя» по причине алкогольной. Поэтому мне приходилось самому приваривать плиты перекрытий. Ничего, справился. И дом, кстати,  до сих пор стоит, стены не развалились.  

– Чем  занимались комсомольцы тех лет?

– О, у нас много было разных дел! – вспоминает Ольга, – один из самых интересных, как бы сейчас сказали, проектов, был «Устный молодёжный журнал». Он образовался в 1960 году,  вместе с Сашей мы входили в его редакцию. По форме – это большая встреча-концерт, на которую приглашались интересные личности: артисты, музыканты, поэты, спортсмены. В журнале были разные странички: музыкальная, поэтическая, театральная, научно-популярная. Кто только у нас не выступал! Увидела сейчас на афише ДК – «Концерт песен Юрия Визбора», – он тоже здесь был. По-моему, почти все актёры театра на Таганке сюда приезжали. Юрий Яковлев выступал – мне он особенно нравился, Елена Камбурова – тогда еще никому не известная. Очень запомнился Евгений Евтушенко – так просто и непосредственно общался, Ролан Быков всех очаровал. Зал всегда был полон, билетов не хватало.

– Организацией таких концертов и встреч я начал заниматься еще до того, как вошёл в редакцию «Устного молодёжного журнала», – вспоминает Александр. – Я познакомился с сообществом бардов в Москве и решил их приглашать в Жуковский для выступлений. Среди первых приглашённых были Сергей Никитин, Вадим Егоров, потом приезжали авторы-исполнители из Ленинграда: Юрий Кукин, Александр Городницкий, Евгений Клячкин. Все это было уже под эгидой комсомола, потом меня избрали председателем культмассовой комиссии в горкоме, я стал заниматься организацией и многих других мероприятий.

В дуэте с Леоновым

– А помнишь, как ты выступал с Евгением Леоновым? Весь зал под кресла падал от смеха, – вспоминает Ольга.

– Да, это была история, – улыбается Александр, – я когда за ним поехал, меня предупредили, что он может быть подшофе. Приезжаю, Леонов открывает дверь, что-то говорит, а меня смех душит: вижу это лицо, выражение всем известное. Он собирается, а потом вдруг говорит: -А где моя бутылка? Я думаю: ну всё, встреча накрывается. Оказывается, нет – он искал реквизит для одной из миниатюр. А в ней, кстати, ему напарник понадобился. Он спрашивает: -Поучаствуешь? Я  говорю: хорошо. Он дал мне газету, в нее вложен текст, реплики, которые я должен говорить. Играл я какого-то интеллигента. Смеха было, тем более же меня ползала знало…

А как всё это планировалось и организовывалось?

– Мы собирались вместе, обдумывали программу, – рассказывает Ольга,  – решали, кого пригласить, предлагали идеи. Основной костяк редакции – человек 10-12. Собирались часто у кого-то дома, и очень здорово проводили время: обсуждали планы, отдыхали, танцевали, пели. Каждый предлагал свою идею, мы её совместно обсуждали. 

– Да, потом разными путями находили телефоны, контакты, знакомых, – продолжает Александр, –  встречались с будущими гостями, договаривались и о времени, и о цене. Я, так получалось, больше музыкантов привозил,  Ольга – актёров. Она, кстати, и вела большинство концертов.

– А финансово как всё строилось?

– В то время это было проще – рассчитывались-то мы наличными,  без всяких ведомостей. Просто пишешь: сколько расходов на артиста, из этих же денег организовывали небольшой столик для гостя, покупали бутерброды и всё, что нужно.  Машины или автобусы, чтобы привезти выступающего,  обычно выделяли предприятия.

– Я слышал, что вы организовывали и приезды Высоцкого?

– Да, – подтверждает Александр, – Высоцкий несколько раз был в Жуковском. Первый раз – как актер театра на Таганке со спектаклем «Добрый человек из Сезуана», потом я его пригласил на сборный концерт бардов. Когда он начал исполнять песни, выяснилось, что слушатели их знают, а вот автора в лицо видят впервые. В следующий раз Высоцкий выступал в НИИПе, а затем в клубе «Стрела». Последний его приезд в наш город состоялся в 1975 году. Это был целый концерт во Дворце культуры. Зал был забит до отказа.

– А по идеологическим соображениям ничего не запрещали?

– Ни разу такого не было. Хотя могли приглашать и тех, кто был, скажем так, не в струе. Выступал у нас, например, писатель Илья Эренбург. Или, например, общались мы с психотерапевтом Владимиром Райковым, который прославился необычным научно-популярным фильмом «Семь шагов за горизонт». Райков с помощью внушения умел максимально мобилизовать творческие способности человека. Многие актеры с ним работали, музыканты. Я сам однажды участвовал в его экспериментах. И хотя человек я негипнабельный, но что-то такое было. Он меня определил как художника, а я, действительно, рисую. Никогда я потом так хорошо не рисовал, как во время его эксперимента…

– Как-то это совсем не по-комсомольски…

– Нас всё интересовало! – вступает снова Ольга. –  В этом смысле мы были  независимые и свободолюбивые – это абсолютно точно!

– Нас, действительно, никто строго не контролировал, – поддерживает Александр, – не давал никаких строгих указаний. Я был последним редактором устного молодежного журнала.  И чтобы ко мне кто-то подошел и сказал, мол, надо так-то и так-то? Такого никогда не было.

– А вообще, что вам дал комсомол?

– Для меня, наверное, - это возможность проявить свои организаторские способности, – говорит Александр, – реализовать многие идеи и проекты, которые я считал интересными не только для себя, но и для других.

– Для меня это, прежде всего, общение, друзья, – отвечает Ольга. – Так интересно всегда было! Я внучке иногда говорю: как же вы скучно живёте со своими гаджетами, и как весело жили мы! 

КСТАТИ

Гостями «Устного молодежного журнала» в Жуковском были поэты и писатели Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина, Василий Аксёнов, Илья Эренбург, Юрий Нагибин, актеры Михаил Ульянов, Юрий Яковлев, Владимир Высоцкий, Вениамин Смехов, Евгений Леонов, Андрей Миронов, шахматист Михаил Ботвинник, штангист Юрий Власов и многие другие.  

Павел ЗУБРИЛИН