Жуковский. Новости

Яндекс.Погода

воскресенье, 22 июля

облачно с прояснениями+20 °C

Онлайн трансляция

Пилот-воздухоплаватель из авиаграда Сергей Статкевич – претендент на звание рекордсмена мира

03 апр. 2018 г., 17:39

Просмотры: 649


Подмосковный Жуковский обычно ассоциируется с самолетами. Но в наукограде жив интерес и к летательным аппаратам легче воздуха. Так, 28 февраля жуковский аэронавт совершил над Рыбинским водохранилищем на небольшом аэростате «Беспечный ангел» полет, претендующий на рекорд по дальности для воздушных шаров самого малого международного класса АХ-1 – 68 километров 470 метров.

Последний мировой рекорд дальности в этом классе – 48 километров 440 метров – установил американец Кой Фостер в 1988 году, за тридцать лет он так и не был побит.
 
24 марта председатель авиационно-спортивной комиссии при Федерации авиационного спорта  (ФАС) России Александр Бессонов вручил нашему пилоту свидетельства об установлении еще и двух национальных рекордов в этом полете: по дальности и продолжительности полета – три часа 40 минут.

Наш корреспондент встретился с рекордсменом – мастером спорта по воздухоплаванию, руководителем жуковской фирмы «Авиатрон» Сергеем Статкевичем.

Под ледяным ветром

– Итак, вас можно поздравить с тем, что вы поставили новый мировой рекорд по дальности полета?

– Официально мировой рекорд пока не утвержден: эта процедура может занять порядка трех месяцев. Мы подали документы на регистрацию рекорда в Международную авиационную федерацию в Лозанне. Но, думаю, поздравить уже можно.

– Несколько слов для «АЖ» о самом полете?

– Наш «Беспечный ангел» – аэростат самого малого из существующих классов, АХ-1. Он очень легкий, у него нет гондолы, пилот находится в специальной подвесной системе. Наша команда в «Авиатроне» разрабатывала, строила и готовила его к этому полету порядка трех лет.

Изначально в экипаж входили пять человек, но двое из них по личным обстоятельствам не смогли к нам присоединиться. В итоге на Рыбинское водохранилище отправились я, мой товарищ по «Авиатрону», пилот Виктор Ильинский, спортивный комиссар Федерации авиаспорта Дамир Менгазетдинов. Перед полетом к нам присоединились еще два местных помощника – Игорь и Александр.

Первый слева - Виктор Ильинский, второй слева - Сергей Статкевич

– Почему именно на Рыбинское водохранилище?

– Аэростат достаточно сложен в управлении, поэтому над огромным замерзшим водохранилищем летать было безопаснее, чем над пересеченной местностью. «Беспечный ангел» пересек его с севера на юг.

– Какую функцию ваши товарищи выполняли в полете на одноместном аэростате?

– Лететь на аэростате может только один пилот. На земле по льду его сопровождал аппарат на воздушной подушке с остальными членами команды, они осуществляли «страховку», засекали время, отмечали координаты на GPS-навигаторе, делали контрольные фотоснимки.

– В каких условиях проходил полет? Насколько опасным он оказался на практике?

– Рекордный полет всегда связан с риском. Полеты на дальность обычно проводятся при сильном ветре, а мороз в тот день стоял минус 25 градусов. В целом «Беспечный ангел» летел спокойно, но меня больше всего волновало приземление – без гондолы, на лед водохранилища, где зимой встречаются и мощные торосы, и трещины с промоинами. К счастью, во время приземления экипаж судна на воздушной подушке успел подстраховать меня вовремя: буквально на руки подхватили. Полет длился три часа 40 минут.

Жить на воздушном шаре

– Вы не просто совершили рекордный полет, но сделали это на аэростате собственного производства. С чего начиналась история «Авиатрона»?

– Фирма «Авиатрон» возникла 27 января 1989 года. Мы, ее основатели, тогда еще работали в НИИ авиационного оборудования. Изначально «Авиатрон» занимался авиационной электроникой, отсюда и название. К середине 90-х годов мы перешли на изготовление тентовых и пневмоопорных конструкций.

– Надо полагать, от них вы и пришли к воздушным шарам?

– Мое знакомство с аэростатами состоялось еще в ноябре 1993 года. Приятель, пилот аэростата, летал с прибором производства «Авиатрона». Мы помогли ему в полете в нашем регионе, и в знак ответной благодарности он предложил «прокатить» нас на воздушном шаре.

Первый наш аэростат – маленький, одноместный – мы изготовили и запустили в мае 1996 года. При том, что не имели никакой теоретической подготовки. Это дело нас затянуло.

– Вы ведь работаете не только над сверхмалыми шарами?

– Сейчас мы разрабатываем проект воздушного шара, рассчитанного на долгий полет, на четыре – пять суток. Главная особенность такого шара – «двухэтажная» гондола с жилым нижним отсеком, в котором разместятся спальные места, камбуз и туалет. На верхней палубе будут топливные баллоны, горелка, пилотажно-навигационное оборудование. Конечно, такой проект требует больших вложений, и до завершения он еще далек.

– К слову о спорте: какие популярные у воздухоплавателей места находятся в относительной транспортной доступности от Жуковского?

– В России много пригодных для аэронавтов мест, особенно в европейской части – ведь это одна большая равнина. Из ближайших к Жуковскому центров воздухоплавания отмечу Коломну, Рязань, Тулу, Переславль-Залесский, Дмитров, Ростов Великий. Из отдаленных – Кунгур, Кавказские минеральные воды, Ростов-на-Дону; нельзя не отметить Великие Луки, где проходит «центральный» отечественный фестиваль.

На большей части этих мероприятий мы отметились как пилоты, а шары «Авиатрона» поднимались в воздух и во Владивостоке. Случалось нам представлять Россию и на европейских фестивалях, например, в Литве и Италии.

Фото: архив героя публикации

Лазарев Валентин Владимирович