Жуковский. Новости

Яндекс.Погода

четверг, 16 августа

ясно+17 °C

Онлайн трансляция

Станислав Купцов: «Если не заниматься с детьми сегодня, завтра некому будет летать!»

15 марта 2018 г., 8:57

Просмотры: 955


На базе жуковской школы №4 можно пройти курс начальной авиационной подготовки

Корреспондент «АЖ» встретился с руководителем курса Станиславом Купцовым и узнал, как можно сделать первые шаги к настоящим полетам.

Проверить магнето

– Тренажер мы установили не так давно,– рассказывает Станислав Олеговоич, – это современный тренажер «Red bird», на нем обычно отрабатывают свои навыки будущие пилоты самолетов серии «Сессна». В большей степени он предназначен для отработки, прежде всего, взлета и посадки, возможных нештатных ситуаций.

– В общем, обучение с самых азов?

– Мы начали с того, что учились готовить самолет к полету, проверяли все необходимые режимы, прогрев, магнето. Потом потихонечку мальчишки стали взлетать и даже уже садятся, – улыбается Купцов, – правда, не все пока хорошо, и не все – на полосу, но получается. Сегодня в первый раз к нам придет профессиональный пилот-инструктор, и обучение начнется на более продвинутом уровне.

Мы находимся в уютном подвальном помещении школы №4, где и располагается кабинет для занятий, точнее это две комнаты: в одной – тренажер, в другой – достаточно просторный класс для теоретических занятий и моделирования.

От модели к планеру, от планера – к самолету!

– Программа у нас рассчитана на три года,– продолжает рассказывать Станислав, – называется она – «курс авиационно-технической и планерной подготовки». По сути, это программа юношеской планерной школы. В начале базовые дисциплины: устройство и конструкции летательных аппаратов, теория полета и аэродинамика, азы летной подготовки плюс, конечно, моделизм. Сейчас, например, каждый делает свою модель, проверять которые будем в соревнованиях на длительность полета.

На фото: руководитель курса Станислав Купцов

 

– Планеры позже?

– Планеры это третий год подготовки. Когда уже за плечами будут определенные знания и умения, начнем осваивать навыки управления планером с помощью тренажера-балансира, потом на лебедке. Только после этого уже сами полеты – у нас база на аэродроме «Новинки». По окончании курса ученик получает свидетельство планериста. Если помните, в советские времена был знаменитый девиз: от модели к планеру, от планера – к самолету! По сути, этот же принцип лежит и в основе нашей программы. И для тех, кто захочет продолжить осваивать пилотное дело, такая возможность тоже есть.

– Какой возраст учеников?

Старшая группа – это ребята с 12 лет, таких группы две, они занимаются два раза в неделю. Младшие – от 8 до 11 лет, у них занятия один раз в неделю. В работе с малышами главное, чтобы они хотя бы терминологию усвоили и понимали, с чем имеют дело. И, естественно, модели. Это у нас считается как подготовительное отделение. 

 

Чтобы было кому летать

На одной из фотографий в классе вижу группу ребят со Станиславом в компании с Сергеем Богданом на каком-то аэродроме.

–  Это в Воскресенске,– уточняет Купцов, – мы познакомились там в 2014 году на фестивале «Авиарегион», есть такой авиасалон малой и региональной авиации. Здесь на фото моя первая группа, с которыми мы занимались еще в Рязанской области.

– Почему там?

– Изначально, после окончания МАИ, я работал инженером-конструктором в ОКБ Сухого в отделе гражданских проектов, это было в конце 80-х- начале 90-х. Потом, когда настали трудные времена, наш коллектив распался. Я уехал с женой в Рязанскую область, там и родился этот проект. Он, кстати,  при монастыре начинался. Сейчас наш клуб – это подразделение экспертно-методического центра Федерации любителей авиации, где я работаю.

– Почему вообще решили это начать?

Посмотрели, что происходит с современными детьми и спросили себя: а есть ли будущее у нашей авиации?  И когда мы это дело осмыслили, поняли, что если сейчас этим заниматься не будем, завтра у нас просто будет некому летать. В Жуковском, такой центр задумали открыть с Алексеем Валерьевичем Казановым еще в школе №8, когда он там был директором. После того, как он возглавил четвертую школу, начали работу здесь.  

«Курс держишь – молодец!»

В классе появляется пилот-инструктор. «Егор Александрович», – представляет его ребятам Станислав. После небольшой вступительной беседы начинаются практические занятия. За штурвал автотренажера садится самый юный ученик – 8-летний Андрей.

– Когда садишься в кабину, быстро обводишь все взглядом – это называется визуальный осмотр кабины, – объясняет Егор Александрович, – Так… малый газ, винт на малый шаг, качество смеси, закрылки убраны. Давай посмотрим теперь повнимательнее, что у нас на мониторе.

Далее следует подробный осмотр и разбор различных данных и показателей. Остальные ребята внимательно слушают и смотрят, каждый сегодня обязательно «полетает» с профессиональным пилотом.

Ну, что, поехали, – говорит инструктор, –  и главное, что помним? Самолет летит за счет скорости: если есть скорость – он летит, если нет – падает.

Происходит разгон, начинается набор высоты.

– Поднимаем нос. Сильно не задирай, чуть…. И смотри, держи курс. Видишь, пошла высота? Ну, ты взлетел. Сразу же шасси убираем. Молодец, ты курс держишь!

«Ради этого стоит жить!»

– Тренажер в нашем курсе возник тоже не случайно – поясняет Станислав Купцов, наблюдая за совместным «полетом», – появилось предложение: по итогам курса совершить полет на учебном самолете с инструктором  по так называемой «коробочке». Инструктор набирает безопасную высоту, после этого курсант, который на тренажере все это отработал, берет штурвал в руки и делает четыре разворота, заходит в сторону полосы, и тогда уже инструктор сажает самолет. В клубе, где я до этого работал, ребята 12-13 лет все это прекрасно выполняли.

– Возможность получить ощущение самостоятельного полета? 

–  Конечно! Никакие формулы, рассказы или фильмы не помогут, пока ребенок не ощутит все это сам. Один из моих учеников, после первого реального полета на самолете «Сессна» с инструктором, выйдя из кабины с восторгом произнес «О, ради этого стоит жить!» Я говорю: « Все, наш человек Дальше обычно и остаются те, кого «зацепило».

– И много таких?

– Сейчас у нас на курсе 15 человек. В любом случае, с детьми нужно заниматься, вкладывать в них душу, тогда только будет результат. Кроме инженерной и летной подготовки, стараемся учить их и человеческим качествам. Учим, как правильно здоровье свое сохранить, для того, чтобы потом при необходимости пройти медкомиссию. Такие беседы тоже веду. И, конечно - полеты. Летом на аэродроме «Новинки» проходят двухнедельные полевые сборы, в рамках одной из программ также возможен ознакомительный полет с инструктором на «Сессне». В общем, подготовка по полной программе.

 

 

Павел Зубрилин