Жуковский. Новости

Яндекс.Погода

воскресенье, 22 июля

облачно с прояснениями+20 °C

Онлайн трансляция

Сроки установки Ту-144 в Жуковском сдвигаются

05 июля 2016 г., 11:17

Просмотры: 2530


В Жуковском продолжается подготовка к установке самого большого памятника в истории города – самолета Ту-144. Наш корреспондент встретился с председателем благотворительного фонда «Легенды авиации» Валерием Ваньшиным и узнал, как идет процесс.

Самый красивый в СССР

– Правда, красавец? Я всегда, когда мимо проезжаю, любуюсь, – заслуженный летчик-испытатель Валерий Ваньшин показывает на знаменитый Ту-144, который, действительно, считается самым красивым самолетом советской авиации.

Машина с бортовым номером СССР-77114 в ожидании переезда к месту установки находится на стоянке фирмы «Гражданские самолеты Сухого».

 

– Чтобы перевезти самолет, вначале нужно привести его в режим расстыковки, то есть отстыковать крылья от фюзеляжа, – рассказывает Ваньшин, – для этого нужно выкрутить порядка 800 болтов, по 400 с каждой стороны, этим сейчас занимаются наши волонтеры: представители Научно-инженерной компании, студенты МАИ, ЖАТа. Приезжают также добровольцы из Монино. Самолет 16 лет простоял без движения, и каждый болтик дается тяжело, часто просто высверливаем. Сейчас уже порядка 200 болтов выкрутили. С определенного момента крыло, вес которого около пяти тонн, начало крениться, и мы подставили специальные стойки для поддержки. Когда крылья отстыкуем от фюзеляжа, начнем готовить самолет к покраске

А что сейчас внутри?

– Внутри было много контрольно-записывающей аппаратуры – она осталась от тех времен, когда самолет участвовал в испытаниях по программе НАСА. Часть аппаратуры убрали, а часть оставили для экспозиции – показывать будущим посетителям. Кстати, вчера подсоединили электрогенераторы, провели электричество, проверили механизмы опускания и подъема носа, выпуск крыльев. Удивительно, но все работает великолепно, хотя столько лет самолет простоял.

В это время Валерий Ваньшин поднимается по стремянке на колесах, приставленной к закрытому люку в хвосте самолета.

– Вот сюда, где сейчас технический отсек, сделаем специальную винтовую лестницу, и по ней будут заходить посетители – можно сказать, будущая дверь в музей. А покрасим мы Ту-144 в его родные аэрофлотовские цвета.

 

Туполевский уголок

Место, где должен быть установлен Ту-144, весьма символично: кольцевая развязка, которая находится на пересечении Туполевского шоссе и улицы Туполева. Все связано с именем создателя легендарной машины.

– Самолет и сопутствующая инфраструктура разместятся здесь на площади почти четыре тысячи квадратных метров, – рассказывает Ваньшин. – Примерно 200 квадратных метров из них будет занимать павильон, в котором расположится музей авиаконструктора Туполева, рядом – помещение с тренажерами, где все желающие смогут «полетать» в кресле пилота Ту-144, также будет магазин сувенирной продукции. Ну а в салоне самолета, кроме воссозданного интерьера, расположится экспозиция, посвященная истории сверхзвуковой авиации. Что-то подобное тому, что многие уже видели в другом ТУ-144 под серийным номером 115, который с 2007 года выставляется на МАКСе и вызывает, кстати, огромный интерес.

 

Валерий Федорович показывает иллюстрированный буклет будущего проекта. Впечатляет вид самолета ночью с подсветкой.

– Все работы по строительству и благоустройству подробно расписаны в этом проекте, разработанном архитектурной фирмой «Здравинвест», смета составляет 42 миллиона рублей. И пока такой суммы нет, хотя с самого начала нас активно поддержали, в том числе ведущие предприятия города. Самый первый взнос еще в сентябре прошлого года сделал НИИП – институт выделил 1 миллион рублей, затем 2 миллиона добавил ЦАГИ, свои взносы сделали НИАО и некоторые другие предприятия. При этом помощь идет не только деньгами. Скажем, представители фирмы «Туполев» бесплатно предоставляют все необходимое для работ: стремянки, машины, тягачи, электрогенераторы, инструменты; «Гражданские самолеты Сухого» дает бесплатную стоянку, а в ЛИИ сейчас будем брать 50-тонный кран – для расстыковки крыльев, – говорит Ваньшин.

– Когда запланирована транспортировка самолета?

– После того, как подготовим необходимое основание. Ту-144 будет стоять не на шасси, а как бы парить в воздухе, на высоте примерно 2,5 – 3 метров, на трех опорах. Специалисты Научно-инженерной компании разработали специальную конструкцию и произвели все необходимые расчеты по ее устойчивости. Причем учитывалась скорость ветра 50 метров в секунду (180 километров в час – Прим. автора) – у нас таких ветров не бывает, но зато за памятник можно быть спокойным.

Стать памятником непросто

По словам Ваньшина, перевезти самолет к месту стоянки – не самая большая проблема.

– Сделать это можно за один день, с помощью специальных трейлеров. Весь маршрут уже промерили, нужно будет только временно убрать два электрических столба и два столба светофорных. Но главное сейчас – вопрос финансовый. Несмотря на то, что с апреля начали поступать и частные пожертвования от жителей города, пока необходимой суммы для продолжения работ нет. Я думаю, необходима поддержка на уровне региональном или даже федеральном. Или какой-то серьезный спонсор, но пока такого нет. Дмитрий Рогозин проявил интерес, зампред областного правительства Денис Буцаев приезжал недавно: восхищался самолетом, обещал помочь. Как я уже говорил, у нас пока собрано порядка трех миллионов рублей.

– Как осуществляется контроль за расходованием средств?

– Отчетность у нас очень серьезная. Мы же не какой-то абстрактный фонд: кроме четырех учредителей, одним из которых являюсь и я, у нас есть попечительский совет из 10 человек. В него входят, например, гендиректор ЦАГИ Сергей Чернышев, начальник ЛИИ Павел Власов, также представители городской администрации, глава города. Попечительский совет внимательно следит за расходованием средств, утверждает наши планы, контроль тут серьезный.

– Получается, что в намеченные сроки – в августе – открытия памятника не будет?

– Да, пока сроки сдвигаются. При наличии необходимых средств завершить все работы по установке памятника можно в течение двух – трех месяцев. Мы все-таки надеемся и на помощь жителей, и на помощь властей различного уровня. Я, думаю, что город Жуковский заслужил такой памятник.

Досье

ТУ-144Д СССР-77114 (позднее Ту-144 ЛЛ – летающая лаборатория). Налет составляет 432 часа. Первый полет – 1981 год. В июле 1983 года установил три мировых рекорда. В 1996 – 1998 годах совершил порядка 30 полетов по программе аэрокосмических исследований России и США. Последний полет совершил в апреле 1999 года.

Кстати

Самолет Ту-144 ЛЛ с бортовым номером 77114 является последним из семейства Ту-144, поднимавшимся в воздух

 

 

 

 

 

Зубрилин Павел Викторович