Жуковский. Новости

Яндекс.Погода

четверг, 21 марта

облачно с прояснениями+1 °C

Онлайн трансляция

Юбилей Ту-144 отметили во Дворце культуры

20 дек. 2018 г., 18:28

Просмотры: 208


Встреча с лётчиками и инженерами - испытателями советского сверхзвукового пассажирского лайнера Ту-144 состоялась 20 декабря в розовой гостиной жуковского Дворца культуры. Мероприятие было приурочено к 50-летнему юбилею первого полёта легенды авиации на аэродроме ЛИИ имени М.М. Громова.

Перед собравшимися жуковчанами выступили работники ЦАГИ, конструкторского бюро А.Н. Туполева, ГосНИИ гражданской авиации и других научных и инженерных организаций, работавших над проектом Ту-144. Они поделились своими воспоминаниями об испытаниях лайнера и его недолгой работе на пассажирских рейсах. Ведущим мероприятия выступил историк авиации, сотрудник ЛИИ Андрей Симонов. 

 - Ту-144 впервые поднялся в воздух 31 декабря 1968 года здесь, в Жуковском. Таким образом, он стал первым действующим сверхзвуковым пассажирским самолётом: лётные испытания "Конкорда" начались лишь на два месяца позже, - рассказал Симонов.

Ведущий напомнил, что Ту-144 успел побыть не только пассажирским самолётом, но и летающей лабораторией. Одна из машин после распада СССР была переоборудована для совместных экспериментов американских и российских учёных и в таком качестве совершала полёты с 1996 по 1999 год. 

 - Ещё до начала своей пассажирской карьеры Ту-144 использовался как грузовой самолёт. Около двух лет до первого рейса с пассажирами он следовал по тому же маршруту Москва - Алма-Ата, - добавил ведущий инженер по лётным испытаниям ОКБ Туполева Сергей Авакимов.

В завершение вечера депутат жуковского городского совета, председатель совета фонда "Легенды авиации" Михаил Агафонов рассказал о планах установки одного из сохранившихся экземпляров Ту-144 как памятника.

 - На развязке Туполевского шоссе, улицы Туполева и подъездной дороги к трассе М5 "Урал" есть участок, по форме и размерам оптимально подходящий для установки самолёта. Ту-144 будет открыт для посещения. Кроме того, рядом будет действовать небольшой музей, - рассказал Агафонов.

По словам представителя "Легенд авиации", вся документация по проекту уже сформирована, для установки самолёта и организации экспозиции понадобится порядка 50 миллионов рублей.

 - Располагая требуемой суммой, фонд завершит проект в течение трёх-четырёх месяцев. Начав, например, в мае следующего года, мы сможем открыть памятник как раз к началу авиасалона МАКС-2019, - добавил Михаил Агафонов.

Наша справка:

Разработка сверхзвукового пассажирского лайнера началась в ОКБ Туполева в начале 1960-х годов. 1 ноября 1977 года Ту-144 перевёз первых пассажиров из Москвы в Алма-Ату, работая на этом маршруте до 1 июня 1978 года. Исследователи называют разные причины прекращения эксплуатации машины: и катастрофу на испытаниях в мае 1978 года под Егорьевском, стоившую жизней двух членов экипажа, и высокую стоимость топлива и технического обслуживания.

До 1981 года рассматривались планы возобновления пассажирских рейсов на Ту-144 в восточную Сибирь или на Дальний Восток. Но с 1978 года сверхзвуковой лайнер выполнял только срочные почтовые и грузовые рейсы в эти регионы, например, в Хабаровск. Окончательно работы над программой Ту-144 были свёрнуты в 1984 году.

За 16 лет в СССР было выпущено порядка 20 самолётов Ту-144 девяти различных серий. Два из них сейчас находятся на аэродроме ЛИИ имени М.М. Громова в авиаграде.

Валентин ЛАЗАРЕВ

Фото: авиару.рф