Жуковский. Новости

Яндекс.Погода

суббота, 20 апреля

ясно+7 °C

Онлайн трансляция

Заклинатель «Кобры»

20 окт. 2018 г., 12:34

Просмотры: 334


В этом году в жизни заслуженного лётчика-испытателя СССР, Героя Советского Союза Виктора Пугачёва произошли, как минимум, два немаловажных события – 70-летний юбилей и присвоение звания «Почётный гражданин города Жуковского».

Велосипед дороже «Мерседеса»

Родился Виктор Пугачёв 8 августа 1948 года в Таганроге. По его воспоминаниям, детство проходило, как и у всех друзей-ровесников: улица, школа, рыбалка, пляж, драки.

– Забирались в чужие сады-огороды, поимка грозила поркой, – вспоминает Виктор Георгиевич. – Ярчайшее впечатление детских лет – велосипед, подарок родителей. Стать единственным обладателем такого сокровища в посёлке было немыслимым везением. Это сравнимо с владением сегодня 500-м «Мерседесом», хотя и на него сейчас не так остро реагируют, как тогда мальчишки на мой «ЗИФ».     

Удачное соседство

В старших классах Виктор два-три раза в неделю проходил практику на заводе «Красный гидропрессинг», получил специальность токаря.

Недалеко от посёлка, где жил юный Пугачёв, находился аэродром Ейского высшего военного авиационного училища лётчиков имени В.М. Комарова. Полёты Су-7, Су-17, разных вертолётов рождали в мальчике романтический восторг. Его и друзей пускали на территорию гарнизона, в спортзал и на площадку спецаппаратуры; ребята знакомились с курсантами, смотрели их тетради.

В это училище Пугачёв и поступил в 1966 году сразу после школы. Окончив его, был оставлен в училище лётчиком-инструктором. Обучал курсантов на самолётах Су-7У и Су-7Б, подготовил 23 лётчика-истребителя.

Есть только МиГ и Су…

В 1978 году Виктор Пугачёв заканчивает школу лётчиков-испытателей министерства авиационной промышленности СССР. После чего его направляют в Лётно-исследовательский институт имени М.М. Громова, в отряд истребителей.

С первых дней работы в ЛИИ он, несмотря на молодость, принимает участие в исследованиях по всем разделам лётных испытаний: летал на МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-31 и других самолётах.

В октябре 1980 года Пугачёв становится лётчиком-испытателем ОКБ П.О. Сухого. Работа здесь началась с полётов на Су-17, Су-24, Су-25.    

Первый на палубе авианосца

17 августа 1987 года Виктор Пугачёв совершил первый вылет на опытном одноместном самолёте Су-27К корабельного базирования, созданном для обороны кораблей ВМФ от средств воздушного нападения противника. Одной из главных задач стало освоение техники приземления на палубу военного судна. В ходе тренировок лётчик совершил сначала на земной поверхности несколько сот касаний и посадок. На наземную «палубу» сделано несколько сот касаний и посадок. Натурные испытания проводились на тяжёлом авианесущем крейсере «Тбилиси» (с 4 октября 1990 года – «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»). 1 ноября 1989 года Пугачёв выполнил первую в отечественной практике посадку на палубу корабля.

– На лётчика накладываются очень жёсткие требования, которых на аэродроме нет, – вспоминал позже Виктор Георгиевич, – по точности приземления, отклонению от оси посадки и заданной скорости. Нужна высокая натренированность. В условиях качки это сделать сложно. А ночью – ещё сложнее.

По завершении испытаний эта машина получила официальное обозначение Су-33 и пошла в серийное производство. Первый её показ широкой публике состоялся 18 августа 1991 года во время празднования Дня авиации в городе Жуковском.

В Париж – удивлять

28 апреля 1989 года на аэродроме в Жуковском Виктор Пугачёв впервые продемонстрировал режим аэродинамического торможения с выходом на максимальный угол атаки – то, что потом назвали «коброй». Сравнив поведение самолёта в воздухе со стойкой кобры перед атакой.

Практическая значимость фигуры в ближнем бою заключается в возможности экстренного сброса скорости, что позволяет «стряхнуть с хвоста» истребитель противника.

Буквально через месяц новая фигура была продемонстрирована на одном из крупнейших в мире аэрокосмических салонов Ле Бурже во Франции. «Кобра» произвела на публику и специалистов ошеломляющее впечатление. Самолёт с его уникальными маневренными характеристиками стал безусловным фаворитом выставки.

В том же году за мужество и героизм, проявленные при освоении Су-27, Виктор Пугачёв был удостоен звания Героя Советского Союза.

С небес на землю

В 1991 году Пугачёв становится заместителем главного конструктора ОКБ имени П. О. Сухого по лётным испытаниям. В 2000–2010 годах он разрабатывал методику по подготовке лётчиков авиации ВМФ к взлётам и посадкам Су-25УТГ, Су-33 и Су-27КУБ на авианосец, обучал лётчиков у иностранных заказчиков самолётов Сухого, участвовал в методической подготовке первого вылета истребителя 5-го поколения Т-50.

С 2009 года Виктор Пугачёв – депутат городского Совета депутатов. После одного из недавних заседаний крреспондент «АЖ » задал нашему герою несколько вопросов.

– Виктор Георгиевич, Вы – лётчик-испытатель, Герой Советского Союза, человек, именем которого названа фигура высшего пилотажа. Бремя славы не тяготит?

– Нет, сплю спокойно. Приятно конечно, но гордыня – смертный грех. Для меня это было обычной работой. Та же «кобра» – я её выполнил, выполнил хорошо. Как, впрочем, и другие задачи и фигуры высшего пилотажа.

– Злые языки утверждают, что «кобра Пугачёва» – это для авиашоу, но никак не для ведения воздушного боя. Мол, чисто декоративный элемент…

– На эту тему даже не стоит говорить. Мнений много, они разные, но самое печальное, что говорят это те, кто понятия не имеет о военной авиации, воздушном бое. А ведь благодаря таким фигурам высшего пилотажа, мы сегодня имеем сверхманевренные боевые самолёты Су-30, Су-35, которые могут выполнять сложнейшие приёмы пилотирования и быстро занимать исходное положение для пуска ракет и одновременно уклоняться от противника.

- Что Вы думаете о состоянии нашей военной авиации на данный момент?

Она находится на подъёме. Всё, что касается наших супер-истребителей, то вы и сами видите их работу в «горячих точках».

– Как оцениваете сегодняшнее развитие города?

– Я думаю, каждый видит, насколько Жуковский преобразился за последние несколько лет. Благоустраиваются дворы, в которых приятно прогуляться с детьми, показать гостям. Очень хочется, чтобы наш город стал ещё краше, и жизнь в нём расцветала. В качестве депутата я постараюсь приложить для этого всего усилия.

КСТАТИ

Кобра Пугачёва – фигура высшего пилотажа, которая демонстрирует управление танга́жем в динамике полёта, стабильность на больших углах атаки и возможности сверхманёвренности реактивного самолёта.

Наше досье

Пугачёв Виктор Георгиевич. Заслуженный лётчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза, полковник в отставке. Заместитель главного конструктора ОКБ имени П. О. Сухого по лётным испытаниям.

Родился 8 августа 1948 года в городе Таганроге Ростовской области. Русский. В 1970 году окончил Ейское высшее военное авиационное училище лётчиков, в 1978 году – Школу лётчиков-испытателей в Жуковском.

В 1978–1980 годах – лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института имени М.М.Громова. В 1980-2001 годах – лётчик-испытатель ОКБ имени П.О.Сухого. Освоил более 60 типов самолетов.

В 1986-1993 годах установил 13 мировых авиационных рекордов скороподъёмности и грузоподъёмности на самолёте Су-27.

Депутат Совета депутатов городского округа Жуковский. Почётный житель города Жуковского.

Илья ВОЛГИН, Сергей ЛОКОТКОВ