Жуковский. Новости

Яндекс.Погода

среда, 18 сентября

небольшой дождь+9 °C

Онлайн трансляция

Особенности регулирования труда работников транспорта

22 авг. 2019 г., 18:01

Просмотры: 178


Трудовым законодательством Российской Федерации регулируется режим труда и отдыха работников, чья деятельность связана с управлением транспортными средствами.

Режим труда и отдыха работников транспортных организаций должен соответствовать нормам трудового законодательства, а именно Положению об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утверждённому Приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15.

Данное Положение распространяется на всех водителей, кроме водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ.

В соответствии с п. 6 Положения под рабочим временем водителя следует понимать время, в течение которого водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка организации и графиком работы (сменности). Пункт 15 Положения включает в себя рабочее время и иные периоды, как, например: перерывы для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах, проведение медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии и т.д.

Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 ч в неделю. Время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 ч. При перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов смена не может превышать 8 ч.

В тех случаях, когда нормальная еженедельная или ежедневная продолжительность рабочего времени не может быть соблюдена, водителям должен устанавливаться суммированный учёт рабочего времени (ст. 104 ТК РФ) с продолжительностью учётного периода один месяц, а при согласовании с органом представляющих работников продолжительность учётного периода может быть увеличена до трёх месяцев. При суммированном учёте рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) можно увеличить до 10 ч, но не более двух раз в неделю, при этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 ч (п. 17 Положения).

Вместе с тем работодатель имеет право увеличить продолжительность ежедневной работы до 12 ч водителям, работающим на регулярных городских и пригородных маршрутах, в соответствии с п. 11 Положения.

В силу п. 3 Положения данные особенности необходимо учитывать при составлении графиков работы (сменности) водителей, которые утверждаются работодателем с учётом мнения представительного органа работников. Такие графики должны составляться для всех водителей на каждый день (смену) и доводиться до их сведения не позднее чем за месяц до введения в действие. В графике необходимо отразить время:

  •  начала и окончания смены, а также её продолжительность;
  •  перерывов для отдыха и питания;
  •  ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха.

Сверхурочные работы у водителей допустимы, но с учётом положений ст. 99 ТК РФ. При суммированном учёте рабочего времени сверхурочная работа в течение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику не должна превышать 12 ч, за исключением случаев, предусмотренных п. п. 1, 3 ч. 2 ст. 99 ТК РФ, а именно:

  •  при необходимости выполнить или закончить начатую работу, которая вследствие непредвиденной задержки по техническим условиям производства не могла быть выполнена или закончена в течение установленной для работника продолжительности рабочего времени, если невыполнение (незавершение) этой работы может повлечь за собой порчу или гибель имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несёт ответственность за сохранность этого имущества), государственного или муниципального имущества либо создать угрозу жизни и здоровью людей;
  •  для продолжения работы при неявке сменяющего работника, если работа не допускает перерыва.

В этих случаях работодатель обязан немедленно принять меры по замене сменщика другим работником.

Однако стоит не забывать, что в соответствии с требованиями статьи 329 ТК РФ установлено, что работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, не разрешается работа по совместительству, непосредственно связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств.

Некоторым водителям работодатель может установить ненормированный рабочий день. Сделать это он может только с учётом мнения выборного представительного органа работников организации. Согласно п. 14 Положения такой режим работы можно установить:

  •  водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси);
  •  водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геолого-разведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях.

Поскольку работодатель обязан обеспечить здоровые и безопасные условия труда и правильно организовать труд работников, необходимо соблюдать положения вышеуказанных нормативных актов, а также не забывать про «Правила по охране труда на автомобильном транспорте", утвержденные Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 6 февраля 2018 г. № 59н, которые устанавливают государственные нормативные требования охраны труда при организации и проведении работ, связанных с техническим содержанием и эксплуатацией автомобильного транспорта.

Время отдыха водителей регламентируется нормами ТК РФ и разд. III Положения. Еженедельный непрерывный отдых должен составлять не менее 42 ч. Время перерыва для отдыха и питания и его конкретная продолжительность устанавливаются с учётом мнения представительного органа работников или по соглашению между работником и работодателем в трудовом договоре.

В соответствии со ст. 111 ТК РФ всем работникам предоставляются выходные дни. При пятидневной рабочей неделе работникам предоставляется два выходных дня в неделю (оба выходных дня предоставляются, как правило, подряд), при шестидневной - один. Но в транспортных компаниях, в которых установлен суммированный учёт рабочего времени для водителей, допускается устанавливать выходные дни в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), причём число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца (п. 27 Положения). Можно привлечь водителя к работе и в его выходной день, но только с учётом положений ст. 113 ТК РФ. Для этого нужно издать приказ или распоряжение и получить письменное согласие водителя.

Кроме того, в соответствии с п. 28 Положения работодатель на междугородных перевозках при суммированном учёте рабочего времени может сократить продолжительность еженедельного отдыха, но не менее чем до 29 ч. В среднем за учётный период продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 ч.

Работа водителей в нерабочие праздничные дни допускается в случаях, предусмотренных ст. 112 ТК РФ. При суммированном учёте рабочего времени работа в праздничные дни, установленные для водителя графиком работы (сменности) как рабочие, включается в норму рабочего времени учётного периода.

Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену) в силу п. 25 Положения.

При суммированном учёте рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 ч, независимо от перерыва на отдых и питание.

Водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделён на две части. Перерыв устанавливается не позже, чем через 4 ч после начала работы, и предоставляется в месте, определённом для отстоя автобусов и оборудованном для отдыха водителей. Продолжительность такого перерыва должна быть не более 2 ч без учёта времени для отдыха и питания. Об этом говорится в п. 13 Положения.

Про ежегодные оплачиваемые отпуска забывать также не стоит. Поскольку в Положении о них ничего не упоминается, следует руководствоваться нормами ст. 115 ТК РФ и предоставлять 28 календарных дней. В соответствии со ст. 116 ТК РФ работники транспортных организаций имеют право и на дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а

также за особый характер работы. Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22 утверждён Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых даёт право на дополнительный отпуск и сокращённый рабочий день. В соответствии с этим списком отпуск предоставляется в рабочих днях, а вот сокращённая продолжительность рабочего времени не установлена.

По условиям специальной оценки условий труда работодатель может самостоятельно установить дополнительный оплачиваемый отпуск, если условия труда на конкретных рабочих местах будут признаны опасными, вредными или особыми. Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда" установлено, что такой отпуск не может быть менее семи календарных дней.

Рабочее время водителей оплачивается с учётом всех установленных трудовым законодательством надбавок и доплат - оплата сверхурочной и ночной работы, а также работы в выходные и нерабочие праздничные дни. Обратите внимание, что Постановлением Правительства РФ от 27.07.2008 N 554 "О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время" установлено, что минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время составляет 20% часовой тарифной ставки (оклада, рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время. Коллективным или трудовым договором может быть предусмотрена выплата иных надбавок, например за подвижной и разъездной характер работы или интенсивность труда. При составлении локальных нормативных актов об оплате водителей пассажирского транспорта необходимо учитывать положения Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008 - 2010 годы, зарегистрированного 25.03.2008 N 96/08-10 (письмо Роструда от 25.03.2008 N 1558-ТЗ).

Фото: рixiv.com