Жуковский. Новости

Возьми газету бесплатно

Яндекс.Погода

четверг, 29 сентября

облачно с прояснениями+10 °C

Леонид Попов: «Никогда не изменяйте мечте!»

21 авг. 2022 г., 19:54

Просмотры: 63


Фото из личного архива Л. Попова

Герой России, Заслуженный штурман-испытатель СССР, человек редкой профессии даже для нашего богатого лётчиками и героями города. Жуковчанин Леонид Попов первым получил Звезду Героя среди штурманов-испытателей со времён Чкалова.

 

Быть предельно искренним

Достаточно мгновения – и ты попадаешь в зону притяжения этого удивительного человека. Широкая открытая «гагаринская» улыбка, заразительный смех – наверное, такие «достаются» тем, кто ближе к звездам. Или наоборот: только таким – сильным, смелым и внутренне красивым людям открывается дорога в небо.

Леонид Попов неоднократно выходил из нештатных ситуаций, горел, катапультировался. Но предпочитает говорить о своих товарищах, многие из которых навсегда улетели в небо, о бесценном лётном братстве, об авиации, которой Леонид Степанович отдал более полувека. О тех, с кем Попов попадал в испытательных полетах в экстремальные ситуации, кого он знал и любил, им написана пронзительная книга «Страстная неделя», открывающая автора не только как лётчика, но и как блестящего литератора.

«Я старался быть предельно искренним, как на исповеди. Как известно, исповедь в течение Страстной недели особенно строга, но без неё нет духовного очищения, невозможен внутренний рост. После каждой катастрофы, аварийная комиссия проводит расследование и делает выводы. А у нас своя точка зрения. Мы идём на кладбище, останавливаемся у каждой могилы и можем рассказать, кто как погиб», – говорит Леонид Степанович.

 

Небо притянуло

Леонид Попов родился 28 ноября 1940 года в Казани. В детстве будущий штурман-испытатель мечтал о небе, но в начале получил профессию инженера. Но – небо притянуло…

«Нельзя изменять мечте! Я вот уступил родителям, поступил не в лётное училище, как хотел, а на факультет авиадвигателей Казанского авиационного института. Потом два года работал инженером на авиапредприятии в Горьком. В 1965-м попал в Жуковский и поступил в ЛИИ. Но желание летать оказалось сильнее, и, пройдя путь экспериментатора и ведущего инженера летающей лаборатории, поступил в Школу лётчиков, где весной 1970 года начали готовить штурманов-испытателей из ведущих инженеров по пилотажно-навигационному оборудованию. А дальше открылась дорога в небо. Первый полёт совершил в декабре 1966-го на «Ту-16», -  рассказывает он.

В своей лётной карьере Попов летал не только в России, но и в Фарнборо, Ле Бурже, над Италией, Швейцарией, Швецией, Ираном, Сирией, Анголой, Суданом, Индией, Кореей, Перу. А исполнением штурманской мечты он считает цикл испытаний системы сверхдальней навигации за  Полярным кругом и на Северном полюсе.

 

За пределом возможностей

Лётные испытания предполагают колоссальные перегрузки за пределом человеческих возможностей. Но, по словам испытателя, к ним привыкаешь.

«От перегрузок возникает странное ощущение – чувствуешь, как кровь рывками отливает от головы, как холодеешь, и в какой-то момент слепнешь, не видишь приборную доску. Потом перегрузки уходят, и так же постепенно приходишь в норму. В экстремальных ситуациях странно ведёт себя время – оно реально замедляется. Например, выстреливает катапульта, а ты просто видишь, как медленно уходит вниз панель приборов», – вспоминает испытатель.

Поэзия неба, полёты на предельных высотах и скоростях открыли Леониду Попову особый мир, на который он смотрит глазами художника и философа. Он – автор фильмов в содружестве с «Крыльями России», увлекается фотографией. На снимках, сделанных во время полётов, зрителю открывается мир земной и небесный с заоблачной высоты – таким, каким его увидел лётчик.

Но первым делом, конечно, самолеты. Это судьба и это – навсегда, уверен Заслуженный штурман-испытатель СССР.

 

Наша справка

Леонид Степанович Попов – Герой Российской Федерации, Заслуженный штурман-испытатель СССР, награждён орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы народов.

С 1962 по 1965 годы работал на авиационном заводе «Сокол», в 1965 – 1985 годы – в Летно-исследовательском институте имени М.М. Громова, затем – старшим штурманом-испытателем ОКБ «МиГ».

Общий налёт – свыше 11 тысяч часов. Участвовал в испытаниях и доводке более чем 80 типов воздушных судов, в поиске и эвакуации спускаемых космических объектов. Занимался испытаниями системы сверхдальней навигации в Заполярье и районе Северного полюса.

Участвовал в первых вылетах и испытаниях модификаций самолётов МиГ-31, МиГ-29УБ, МиГ-АТ и других.

Впервые в мире с лётчиком-испытателем Романом Таскаевым на истребителе МиГ-31 с двумя дозаправками в воздухе достиг Северного полюса.

Указом Президента РФ в 1994 году за мужество и героизм, проявленные при испытании, доводке и освоении новых образцов авиационной техники, старшему штурману-испытателю Авиационного научно-промышленного комплекса «МИГ» Попову Леониду Степановичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда».

Автор книги о погибших лётчиках-испытателях «Страстная неделя», телевизионных фильмов «80 лет в строю», «Открытки из рая», «Записки из Фарнборо», «Небо, ты блещешь у меня на крыле».

 

Беседовала Елена Романова

Обсудить тему

Введите символы с картинки*

Самое читаемое